- Переносить ответственность на других. «Родители сказали, что нужно идти на программиста», «Друзья пошли на биолога, ну и я тоже…» — это позиции людей, которые привыкли уходить от принятия решений.
- Ориентироваться только на зарплату и престиж. Оплачивается не профессия, а должность и уровень квалификации. Например, зарплата и престиж шеф-повара в дорогом ресторане и повара в школьной столовой различаются в десятки раз. Можно запросто найти школьного учителя, который получает больше PR-менеджера. Если говорить о престижности профессии, то часто это понятие относительное: зависит от круга общения и довольно быстро меняется со временем.
Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации. - «Хочу быть менеджером. Что он делает? Ну, не знаю…» Большинство молодых людей мало осведомлены о том, как, собственно, складывается рабочий день представителей той или иной профессии, что входит в их профессиональные обязанности, а также какие качества нужны, чтобы осилить эту работу.
- Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом. Часто школьники рассуждают по принципу «нравится химия — значит, буду химиком». Но под это определение подходит множество профессий: технолог пищевого производства, фармацевт, учитель химии, ученый, занимающийся фундаментальной наукой, и многие другие.
- Ставить слишком завышенные или слишком заниженные планки. Часто профессия выбирается исходя из ложной оценки своих способностей: «Я мечтаю стать хирургом, но я дура, я не справлюсь. Лучше пойду в продавщицы». Обратный вариант: «Я классно пою в хоре, и никакая карьера, кроме звезды эстрады, меня не устраивает». Такая позиция относится скорее к разряду неврозов, чем к адекватной оценке своих возможностей.
- Использовать расхожие стереотипы о профессиях. Нехватка реальной информации заставляет ориентироваться на карикатурные шаблоны: «Все математики бедные и сумасшедшие», «Все журналисты продажные, завтракают со звездами и погибают в горячих точках», «Все биологи бегают по лугам и ловят бабочек».
к.пс.н., доцент АФ ННГУ Патрикеева Э.Г., педагог-психолог Арзамасской православной гимназии
|